Воспоминания о зоне … Сибири и Дальнего Востока - 2000. |
||
оглавление | ? |
Часть четвертая – самая интересная. 3 день. Полет до цели с возвращением 60 км. 4 день. Гонка до цели через ППМ 54 км. 5 день. Выходной. Строительство Титаника. 6 день Полет до цели через ППМ. 35.8 км. 7 день Полет до цели на время. 54 км. ? |
|
||
автор Александр Кравцов г.Саяногорск |
||
? Первый блин как всегда комом. Все началось еще до официального открытия. Красноярцы появились 25 июня после полудня. Часть народа подъехало 26. Поставили палатки и стали скучать. Дабы развеселить народ решили поехать прыгнуть с Гладенькой. Вечерочком, не торопясь. Я, зная регламент, даже не захватил свой аппарат из гаража. По этому поводу даже пошутил: "Что я больной что ли, с Гладенькой прыгать". Видать юмор был черным. Хотя когда народ взлетел - слюни побежали. Старт был дан около 20 часов. Цель – базовый лагерь. Вот тут народ первый раз испугался. Время около 9 вечера, а они парят в термиках. Возник резонный вопрос – а что тут будет днем? К тому же удручающий вид сухостоя, оставшегося после пожара 60-летней давности начал зарождать в головах слово Шершавенькая. Серега Шутик (он же Острицов), как законопослушный гражданин, ушел на маршрут, пролетев 9 км (на заходе солнца) и благополучно сел на единственную березу в пионерском лагере, порадовав скучающую в лагере детвору. А вечером убедительно доказывал, что береза мягче асфальтовой дорожки, чем несказанно радовал уже нас. Остальные, поболтавшись около часа в воздухе, пошли на посадку на первое чайное поле (или аварийную площадку?) – горнолыжную базу. Как мне кажется, пилоты не были готовы к посадке в этом месте, хотя им было живописно обрисовано место посадки и способы захода на посадку. В результате этого появилась первая травма. Лаглоров Дима из Красноярска ударился ступней о камень и получил хорошую трещину. Вина за эту травму полностью ложится на организаторов. Спортсменам, чтобы сэкономить время, не показали место посадки. Мне было не очень приятно смотреть в глаза людям. В воздухе побывали только гости и мои разговоры о том, что я сюда садился и зимой и летом были не к месту. Спуск с горы. Травматологическое отделение больницы. Ужин. Первые впечатления. Так закончился первый день. На следующий день спортсмены уже проклинали организаторов. Путешествие было сначала на второе чайное поле. Вот здесь слово Шершавенькая окончательно победило умы. Сначала час езды на Камазе в горы по дороге, которая должна называться бездорожье, а точнее мелколесье. Заканчивалось сие путешествие чайным полем, представлявшем из себя свежевырубленную площадку 50х100 метров с частоколом торчащих пенёчков, не высоких, но все же. Это была по настоящему аварийная площадка. При виде ее было понятно, что с Гладенькой надо либо улетать, либо не взлетать. Потом был спуск вниз и подьем на место старта. Попытки улететь при фоновом ветре немного сзади и сбоку, с подскладыванием при посадке. ? никаких термиков. Но мысль уже созрела. Большинство народа поняло, что им здесь не летать. Можно было конечно отсеять это большинство по положению, а остальным десяти летать. Но народ уже приехал и приехал летать. Принято решение провести открытие в Саяногорске и "утренним паровозом" уехать в Аскиз, который был запасным вариантом. Как в последствии оказалось, очень правильное решение – практически все время соревнований в районе Шершавенькой шли дожди. ? |
||
? Такого шоу наш город, да и вся Хакасия не выдели никогда. Раньше были, конечно, приезжие артисты, фейерверки и т.д. Но два воздушных шара пролетевших в сопровождении парамотора над городом и улетевших в сторону заходящего солнца произвели неизгладимое впечатление на жителей. Говорят, дачники на близлежащих холмах бросили даже полоть траву и созерцали невиданное зрелище. Был еще один парамотор, с дельталетом, тоже немного пошумевшие в воздухе. Были выступления спонсоров, организаторов и людей случайных. Всем им мешал Женя Ковешников , летавший на своем парамоторе прямо над импровизированной сценой и заглушавший усилители. Но это только веселило зрителей. Вот вроде и все. Хотя это не полеты, о которых можно рассказывать, как рыбак о рыбалке. Открытие надо смотреть. ? |
||
? В этой части я не расскажу, как я по организаторским делам задержался в городе, а потом догонял ушедший утром паровоз из двух Камазов и огромного количества малолитражек всяких мастей. Не расскажу, как я только в 23.40 узнал, что некто Задорожный ?льич, известный всем своим крутым нравом, испугался комаров размером с ворону и увел народ немного дальше, чем планировалось, всего на 250 км. Кстати, ровно столько я намотал, пока искал их в районе Аскиза. Но я, нисколько не смутившись, вернулся домой переночевать (всего 140 км), а следующим утром неожиданно настиг их в базовом лагере на берегу Красноярского водохранилища. А дело было так. Догоняю я ушедший паровоз. Сам поглядываю на горки, может где летают. Сначала на старое место, где были весной. Про него поговаривали при отъезде. Там никого. ? следов нет. Потом в сторонку, где горка ближе. Народ по весне обижался, что здесь, под горкой, лагерь не поставили. Правда там комары крупнее, но чем черт не шутит. Черт пошутил – там никого, вернее только пасека. Есть еще одна заначка – дом охранника около моста через Абакан. Там есть двухэтажное здание, электричество. К сожалению, там тоже ничего не слышали про спортсменов. ?скать больше негде. Хотя… ?льич пытался по весне проверить место в провале между горками, где идет железная дорога. Там есть лесочек, да и место это прямо под горами Архиповского. Ха-ха, наивный. В свете заходящего солнца видно, что там никого нет. Еду на кошару, где по весне брали баранчика. Там сердобольная тётечка со своими ребятишками на плохом русском языке рассказали, что видели группу машин, двигавшихся по над горами по направлению к реке. После изливания моей благодарности местным жителям выясняю, что мой автомобиль более не хочет ехать, вернее работает, но только пока стартер крутится. После пятнадцати минут борьбы с двигателем понимаю, что перегорел резистор на катушке зажигания. Понимая, что в данной ситуации плохой провод лучше хорошего резистора делаю аварийное включение и еду туда, куда указывал палец хозяйки кошары. Хотя там я сегодня был. Проезжаю дальше, мимо пасеки. В лесочке дорога теряется, вернее, уходит между деревьями, где Камаз явно не пройдет. Рулю обратно. По пути замечаю ответвление вправо, через луг. ? колея явно не легковушки. Ох, лучше бы не ехал, болван. Но поехал. Луг проехал удачно. При въезде в лес канава, заполненная водой. Но следы то есть! Вот в этой канаве я и понял, что мне здесь ночевать. Время 21.30. Понял я и то, что легковые автомобили сюда не ездили. Страх перед грядущим одиночеством утроил силы моему москвичу (хвала АЗЛК). ?з ямы я выскочил, но ехать мне надо в другую сторону. Разворот и … выноси родимый! А бугорок, на который мне въезжать, весь мокрый и поросший скользким осотом. Скорость в лужах и грязи - великое дело! Вылез я оттуда. Машина как багги после прохождения трассы. Не в смысле помятая, а в смысле грязная. Потом, наверное в агонии, я пытался проверить все, что издали напоминало лагерь или стоящие автомобили. Ездил на поворот на гору Люсхас (в интерпретации ?льича – Люстра), ездил по полям, где были проселочные дороги. ? только когда начало темнеть, понял, что искать больше нечего и поехал на переговорный пункт в Аскиз. Там я и узнал, что мучился-то зря. Потом была гонка в ночи с распугиванием зайцев, сусликов и сов. ? чего они в полночь делали на асфальте? Потом сладкий сон под бочком у любимой, а не в какой-то палатке или автомобиле. А продолжение этой истории описано в начале этой части. ? |
||
? Часть четвертая – самая интересная, местами грустная. 29 июня - освоение лагеря после переезда, настоящая мандатная комиссия с проверкой всех документов. Выяснился интересный факт, что по документам Леха Круглов не летал два года. Надо поинтересоваться, за что А.С. Архиповский платит ему деньги. Похожие ситуации и у других пилотов. Самые подкованные в смысле документов в очередной раз оказались томичи. Сказывается опыт и должность Жени Антипова. У томской команды даже заявка на участие была оформлена на фирменном бланке на компьютере и, самое главное, заранее. А вечером РП Азат Масалимов, заехавший к медведям в Сибирь аж из Башкирии, провел квалификационный отбор, на котором он отметил для себя, на ком он отыграется на следующий день. Так оно и было. ? |
||
?
|
||
?
В один из таких залетов Азат, да будет благословенен его опыт и язык, сказал в сердцах кому-то, находящемуся в воздухе: "Куда же ты, надо правее, по другому склону искать". Ветер был немного боковой, а "другой" склон смотрит на юго-запад, на солнце. ? вот. Время 15.25. Закрытие окна 16.00. Пора сваливать. Подходит ближайший поток и началось. Начинает Круглов. За ним, как из рога изобилия, стартовали Марина Захарова из Барнаула и Яша Колесник, за ними я прыгаю в поток, потом томичи Володя Глотов и Саша Соколовский. Крайним в этот поток вошел Саша Токарев из ?ркутска. не помню. Я не помню, что было кругом, как соблюдал правила расхождения в воздухе. Наверное, соблюдал, раз не побили. Помню общее направление движения. Приподнялся чуть-чуть и с потоком смещаюсь, как очень прилежный ученик, на тот самый склон, который указал Азат. Сначала все время нули и минуса, но вот, поравнявшись с дальним краем горки с которой стартовали, встречаю ЕГО! Спасибо, Азат! Внизу подо мной Яша Колесник заходит на финишную прямую и еще несколько человек на земле. ?х участь разделять неохота, тем более, что варио визжит от радости. Набираю метров триста и вижу основной паровоз, на черной дымящейся трубе которого Шутик, Валерка и Круглов. Но они в стороне. Надо прыгать через долинку за автотрассу Абакан-Красноярск. Там громадная изрезанная гряда. Похоже с этих "мозгов" и сходит термик. Кидаюсь к ним. ?ду по ветру и нахожу, что хотел. Сначала пытался определить столб термика по верхним аппаратам, но быстро плюнул и стал работать по земле. Там как раз были глубокие щели, западные склоны которых состоят практически из одних скальных выступов, выдутых сильными ветрами, которые у нас в Хакасии бывают и даже очень часто. Варио не просто пищит, он визжит. Довольно прилично болтает. Набрал метров 500 над стартом. ? тут... Это не то, что было у Коли Крушевского в один из дней, когда он не торопясь прокачал консоль. Его купол даже не качало, а просто подвернуло" ушко". А вот у меня поставило купол воздухозаборниками вниз и свернуло половину. Похоже нарвался на край потока с сильнейшим срезом. Пока я понял и потянул руку, мой Корвет все сделал за меня. Правда он успел сделать пол оборота с ужасной перегрузкой, какой я не испытывал со времен моей парашютной молодости. Раскрылся он сам и практически мгновенно. Страшновато стало, но ненадолго. После этого лететь стало легче, вернее спокойнее. Я уже не отвлекался на болтанку, а пытался изучать потоки. Одно дело заявления производителей, а другое собственный опыт. Аппарат я проверил. Лечу дальше. Стараюсь держаться над этим хребтом. Он как раз по ветру. Вдалеке вижу Соколовского Александра из Томска. Больно заметный купол – красный Навигатор с полосками по ушам. Но он гораздо ниже меня и еще идет через долинку к моему хребту. ?ду небольшими "скачками". На одном из таких коротких переходов у меня из моей самодельной планшетки вылетает карта. Долго видел, как она парила, постепенно раскрываясь. Жалко, но что делать. Благо лететь надо практически по прямой, да и на автомобиле я по этой трассе ездил неоднократно. Первое желание - долететь до ретранслятора. Это будет уже явно за L0. Поравнялся с ним. Уже веселее. Правда, он гораздо правее по маршруту, за трассой. Высоты, как грязи. Лечу дальше. Паровоз, на который я ориентировался, выше меня, естественно гораздо дальше, да и ушли правее, за трассу. Там видно большое свежевспаханное поле. Во всяком случае с верху оно выглядело черным. А у меня по маршруту поле, на котором море тракторов и все они косят траву. ?юль – пора сенокоса. А за ним длинный залив от Красноярского водохранилища. Причем расположен он интересно: выходит из водохранилища перпендикулярно маршруту, загибается и идет вдоль маршрута. Мысли начали двоиться. Если полечу прямо и плюхнусь за заливом, то огибать его для выхода на дорогу подбора очень далеко, часа два, не меньше. А если сразу в воду? Жуть! Если уйти сразу вправо, то отклониться от линии маршрута. Но трактора внизу сделали свое дело. Как в книге. Сорвали термик, мощный и довольно широкий. Преспокойненько набираю высоту. Вижу наш базовый лагерь. Значит, прошел минимум 10 км. Сверху смотрится совсем по другому. На противоположном берегу оказывается сплошные горы. Хоть и не высокие, но часто усеянные. Похоже на мелкую рябь на воде. Жалко не взят фотоаппарат. В наборе прохожу над заливом. Вода сверху смотрится совершенно черной. Удивительный цвет, а в народе говорят, что вода голубая. Далеко в стороне, в районе трассы вижу дельту. Больно низко идет. Как потом оказалось, это был Костя Вдовенко, единственный из дельтиков, кто дошел до финиша. Так я прыгал потихоньку из термика в термик. Вот показалась поселок Первомайский. Правда до него еще далеко. Справа за автотрассой большая пашня, над которой отличная кучевка, а под ней кто-то крутит. Похоже на Шутика. Но туда лететь только в сторону минимум километра два. Лечу прямо. Пытаюсь выбирать из полей самые желтые. Помогает. Вот и поселок Первомайский. Правда, опять в стороне. Но это уже километров 20. Опять побил свой рекорд. Где-то далеко сзади и намного ниже Паша Макаров выкручивает. Кручу рядом с солеными озерами у поселка. Пытаюсь подойти ближе к нему. По теории над ним должен быть термик. А там ничего нет. Возвращаюсь на прежнее место. Меня здесь ждут. Выбираю высоту. +4 переходит в +2. Высоты далеко за 1 км. С непривычки или по неопытности руки устали жутко. Вчера уставали в локтях, а сегодня почему-то в плечах. То ли рулю по-другому? На переходах пытаюсь расслабиться. Чувствую, термик стал от меня убегать. После 2-3 оборотов нужно протягивать спираль по маршруту. Теперь я знаю, что на той высоте был срез. А в воздухе я не мог понять, почему его сдувает. Вроде не слабый термик. Только что при тех же плюсах крутил нормально, а теперь надо догонять. Но, в общем, я не обижался. Догонял ведь по маршруту. Прошел Первомайское.Вроде без особых усилий (а может просто уже не помню) прошел еще 10 км. Деревня Борозда на пути. Смотрю на хорошо знакомую развилку перед деревней и обьездную дорогу. Впервые с высоты. Но то, что впереди заставляет поёрзать в подвесной. На пути довольно большой горный массив, поросший лесом. Прямо полоса леса, которую не облететь. Да и ширина приличная, километров десять. Вообще я люблю проезжать этот участок дороги. После хакасских степей попадаешь в березняк средней полосы России. Красота, особенно осенью. Но сверху это выглядит не очень привлекательно. Если не перелетаю, то садиться практически некуда. Вернее есть много пушистых деревьев. Хотя, если приглядеться, то есть пятна среди леса. Рискую. Выбираю хребетик, вдоль которого проходит автотрасса. Благо он смотрит на запад. А начинается этот хребет горкой с ласковым названием "Веселая". Ну, что же, повеселимся. Прохожу километр, второй. Вот справа шашлычная. Знакомые все места. Вот это да! Практически без потери высоты прохожу весь участок. Автотрасса круто уходит вправо и вниз. Там противный "тягун". Не нравится он мне, особенно зимой. Я лечу прямо. Сразу за лесом опять степь. Свежевспаханное поле. Внизу народ. То ли сажает, то ли выкапывает картошку. Хотя июль на дворе. Странно. Набираю немного над этим полем. Вижу Знаменку – конец маршрута. Не знаю, что делать: идти на долет или еще набирать. Первый раз в такой ситуации. Высоты больше километра. Ухожу на долет. До цели километров 5-8. Подо мной черное вспаханное поле до самой Знаменки. На обратном пути выяснилось, что там растет кукуруза, высотой сантиметров 20-30. А сверху чистейшее поле. ?ду по прямой, почти не теряя высоты. Подлетаю. Вижу белое пятно перед деревней. Неужели финиш? Еще ближе. Да это дельта! До финиша метров триста. Высоты 400. ? тут началось. Правду пишут в книгах – над финишем всегда термик. Да еще какой! Складываю уши - +3. Смотрю по земле, где его, термика, может не быть. Ухожу в сторону. +5. Мамочки мои. Кругом прет. Отрабатываю упражнение В-срыв. Первый раз в жизни. Всегда старался подольше продержаться в воздухе. А тут такой конфуз - хочу на землю и не могу. Пока "тренировался "снесло в зону нисходняка. Наконец-то. Да-а…снесло. Снесло далеко за финиш. ?ду в направлении на финиш. Но тут, откуда ни возьмись, появился… ветер. Довольно сильный. С трудом пробиваюсь на акселераторе. Прямо над деревней. Такое ощущение, что цепляюсь за крыши. Трясет неимоверно. Смещаюсь чуть в сторону. Пусть лучше не долечу, зато в поле. Прошел деревню. ? сразу земля. Не долетел метров 50 до финиша. Хоть с поднятым куполом иди по земле. Но все равно счастье переполняет. Это ведь 50 км. Я о таком и не мечтал в ближайшую десятилетку. Первое, что встретило меня на земле, это улыбающаяся физиономия Лехи Круглова. Подбежал, обнимает. Видно, что человек искренне поздравляет меня с этим достижением. А меня, похвала такого пилота обрадовала , наверное больше, чем то ,что я сам сделал. Зато ?льич ухохотался. Я, говорит, долго всем буду рассказывать, как ты был на финише и не финишировал. Я на него не обижаюсь, он мужик беззлобный. Видно было, что он тоже рад за меня. Финишировало в этот день 5 парапланеристов. ? я, шестой, долетел, но не финишировал. Да еще Костя Вдовенко на дельте финишировал. Я не видел, но говорят, что Круглов в этом полете круто сделал Шутика. Был сзади его и намного выше и, пока Шутик спокойно шел на финиш, сбрасывая высоту, поставил купол воздухозаборниками вниз, потерял высоту и вынырнул из-под него, опередив Шутика на несколько секунд. Хотя эти секунды не дали ни одного очка, зато как красиво! ? |
||
?
Когда едешь по дороге на автомобиле или смотришь на карту, то высоковольтная электрическая подстанция, стоящая чуть в сторонке от деревни Сарагаш, выглядит довольно мило. L0, это развилка сразу за этой подстанцией, на краю деревни. Так вот, когда варио онемел, а пики столбов, упирающихся в небо, неумолимо приближаются и пытаются уцепиться за ноги, эта подстанция кажется совсем не "милашкой". А как их там много, этих столбов, с дороги этого не видно. ? какой умник понавешал там так много проводов, перепутанных как паутина? Какое-то логово гигантского паука. В общем, я понял, что садиться между этими ниточками, жужжащими и изрыгающими искры, да нет, молнии, мне не хочется. Я сразу вспомнил всю теорию, которую когда либо читал о термиках. Говорят, перед смертью человек вспоминает за мгновение всю свою жизнь. Я, наверное, помирал… в потоках. Высота катастрофически тает. Чуть в сторонке, ближе к склону, нечто, похожее на карьер. Довольно приличная, открывшаяся на свет божий, каменная россыпь ярко желтого цвета. Плавно доворачиваю к этим камушкам. А высоты совсем нет. Я уже различаю их, эти камни. Благо появляется неустойчивый ноль. Вспоминаю, прочитанное мною буквально за две недели до соревнований. Пытаюсь слушать крыло. Вот правая половинка крыла начинает потихоньку приподниматься. Значит термик справа. На приборе минус. Очень плавненько, чтобы чувствовать крыло и не терять высоты, доворачиваю корпусом вправо. Стараюсь установить минимальную скорость снижения, хоть это и не безопасно. Граница срыва близка. Немного прямо, потом чуть левее и … вот он! Варик начал попискивать. Сначала неуверенно, как маленький мышенок, зовущий маму, потом все веселее. Кручусь в этом пузыре с карьера. Неуверенно, но все же иду вверх. Набрал метров 100. Уже есть запас, но все равно расслабляться рано. Продолжаю слушать крыло. Чувствую, что ядро находится не там, куда я отхожу. Протягиваю назад по маршруту. Крепчает. Сильно болтает, но вертикальная скорость увеличивается. Ох! Вот это плевок. Меня прямо закинуло вверх пузырем. Термик начал сходить с находящегося рядом освещенного и выжженого солнцем южного склона. Пошел набор. Вот это школа! Без торчащих снизу пик я ни за что не работал бы так с куполом, а без соревнований ни за что не полетел бы на это пики. Когда набрал метров 400 увидел над собой Ваню Абабкова. Решил работать по нему. Кидался из стороны в сторону. Толку не было. Проще работать самостоятельно. Ваня потом поинтересовался, почему я не обрабатывал ядро, а ходил вокруг да около. Набрал я таким образом 800 метров над стартом, плюнул на все и пошел дальше, а Ваня остался дорабатывать поток. Поставил крыло в направлении на деревню Ворота. Хотя по прямой маршрут идет немного правее, но вдоль дороги спокойнее. Появилась возможность оторваться. Начал выполнять задание нашего фотографа, Валеры Блинова, щелкал фатоаппаратом направо и на лево, вверх и вниз. Вовремя остановился. Надо ведь еще и ППМ сфотографировать, хотя надежды, что долечу, еще не было. На удивление везло с потоками. Ниже 400 метров больше не опускался. Когда пролетел около 15 км, увидел далеко справа купол, летящий в обратную сторону. Мне показалось это странным. Может поток ищет? Про Леху Круглова сразу не подумалось, его ведь все похоронили. А он не долетел до финиша несколько сот метров! Примерно в том месте, где в первый день сел, нарвался на хороший поток и начал набирать. Хорошо пошло. Примерно на 1000 –1200 хорошо потрясло, а потом в очень спокойном потоке пошел … в обратную сторону. Да-да, именно туда. Срез ветра с поворотом на 180 градусов. Это то, о чем мы говорили до старта. ? высота выяснилась. Начал работать по облаку. Выбираю по теории наиболее черную часть и с наветренной и солнечной стороны. Благо, что все признаки слились воедино. Стабильный и мягкий поток +2 - +3 м/с. Красота, если не учитывать, что смещаюсь обратно. Набрал 1800. Поток стал слабеть. Нахожусь на вьезде в деревню Ворота. Серега Острицов эту деревню страшно не полюбил. Практически каждый полет жаловался, что это "черная дыра". ?мея хороший запас высоты иду напрямую. На самом деле засасывает вниз. Красивое место. Деревня находится в каменном мешке. Со всех сторон окружена горами, в которых имеется два прохода. Точно ворота. Вьезд и выезд. Похоже над самой деревней нисходняк, а над горками, окружающими ее потоки. Успешно прохожу деревню и волосы поднимаются дыбом. Впереди по курсу летит вертолет. Я уже знаком с ними. Один такой гонял меня в марте на Гладенькой. Ощущения не из приятных. Шел на меня в лоб. Потом, прямо передо мной сделал крутой вираж и обошел вокруг меня. Хорошо, что пролетел сбоку, а не прямо надо мной. Не писал бы я эти строки. Но вернемся к новому другу. Те, у кого были рации потом рассказывали, что эфир был забит криками тех, кто был впереди меня. Всем было страшно. Они были еще и ближе, чем я. Летел вертолет как раз в районе ППМ, может чуть дальше. Хоть до него от меня и было километров пять, все равно не приятно, а вдруг вернется. Кстати эта мысль сверлила мозг, когда я был в зоне поворотного пункта. Все мерещился звук летящего вертолета. Время 17.15. Через 15 минут машина отходит с финиша. Долетать явно не успеваю. Если сесть на дорогу, то подберут. С другой стороны, такой маршрут бывает не всегда. В крайнем случае можно добраться на попутке. Уже больше 20 км позади. Была не была. Лечу до упора. Нашел термик, сходящий со склонов, защищающих Ворота с юга. Поднабрал немного. В принципе всю дорогу до ППМ я уже не опускался ниже 1000м. Где то левее меня и, на взгляд практически над самой землей, помирает Валерка Задорожный. Его белый Мистер Х далеко видно. Я уже подумал, что он ищет место, где присесть. Но он постепенно стал набирать и чем выше, тем уверенней. Впереди видно Ваню Абабкова, Шутика, еще кто-то есть. В принципе куполов в небе хватало. Но все как-то поодиночке разбросаны. Открывается красивый вид на озеро Белё. ( вствить снимок) Водичка в нем лечебная и сильно соленая. Разлилось посредине степи такое чудо. Рядом ним есть уникальное озеро Тус. Вода в нем настолько соленая, что невозможно утонуть. Можно лежать на поверхности и читать газету. До ППМ метров 300-500. Вижу отходящий Камаз. Теперь выбора нет, только лететь. На ППМ пошел от крайнего термика на высоте около 1200. Высчитал, где примерно биссектриса угла, и где мой сектор фотоконтроля. Сначала сделал снимок при входе в сектор. Потом протянул немного дальше и сделал еще один снимок. (Ссылка на фото). Камаз проехал немного и остановился. Слишком много людей в воздухе. Видимо наш водила Костя пожалел нас, а зря. Садиться никто не собирается. ?ду обратно. Прямо над Камазом, зазывающим вниз, набираю высоту. Набор устойчивый, чего его бросать. А внизу зрелище, каких не выдывал. Смерч. Основание метров 100-150. ?дет по полю в сторону дороги. Пыли нет, он идет по траве. Видно как он вращается укладывая траву и постепенно смещается в сторону дороги. Будто кто-то вращает огромный прозрачный шар. Шара не видно, а след от него есть. Красотища! А, главное, не страшно, высоты с запасом. Выбираю все, что можно. Перевалил далеко за 1000 м. Срез пройден, сейчас смещаюсь с потоком по ветру. Но больно уж медленно. Домой надо бы быстрее. То ли ветер стих, то ли мне кажется. Все ближе облако. Вблизи оно не такое, как его рисуют. Вовсе нижняя кромка не плоская. Видно, как свисают его космы. Серые и холодные. Где как вздыбленная шерсть волка, где как пряди седого индейца. ? вправду похолодало. На приборе всего 15 градусов. А внизу было за 30. Ни чего себе. Камаз не выдержал, простил все наши грехи и поехал в сторону базы. Поня-я-ятно, теперь точно на попутке добираться. Что ж. Зато хорошо полетал. Выбираю под самую кромку. В облако входить не охота. Хотя если смещаться вместе с ним, то можно какое-то время лететь в сторону финиша на халяву. Высота больше 2000 над стартом. Устойчивый +1. Засасывает. Педаль газа до упора и домой. Пока был под тучей все время был плюс. А вот и минуса. Ухожу от тучи в направлении Ворот. Впереди вижу еще одно облако. Пытаюсь подлететь под него, но оно стало рассыпаться. Вот и все. Впереди "Черная дыра" Шутика. Пытаюсь найти хоть что-нибудь. Ничегошеньки. Прижимаюсь к северной части гор, окаймляющих деревню. Минуса… Надоело кидаться иду прямо к выходу из деревни. Близлежащие горы на выходе смотрят на запад. С них сходит такая рвань, что с трудом удерживаю купол. Кидается во все стороны. С трудом ухожу от крайнего забора, клевок, несимметричный подворот слева, выравнивание. Земля!!! Наконец-то. 41 км. Очень даже не плохо. Время 18.58. В полете 3 часа. Устал жутко. На другом краю деревни сел Ваня Абабков. Уложился и побрел пешком домой. Местные молодцы на мотоцикле не согласились подвезти, сославшись на отсутствие бензина. Минут через 10 меня нагнал джип с рулевым Яшей. Мягко покачиваясь в машине обогнали Валерку Задорожного, идушего на высоте метров 100. Его результат 49,4 км. Вечером узнал о трагедии. Где-то недалеко от того места, где я сел, попав в смерч на малой высоте, упал Женя Антипов из Томска. С высоты его заметил Паша Макаров, сообщил по рации, развернулся и полетел на всякий случай в сторону старта. Вполне могли и не услышать. Все-таки 20 км. Встретили его спасатели бегущим по дороге. Хорошо, что Паша по GPS запомнил координаты. Даже зная, где упал Женя, они с трудом нашли его. Надо отдать должное выдержке и мужеству Антипова. С переломанными ногами он выбрался из расшелины на вершину холма и оттуда смог махнуть рукой. Машина со спасателями чуть не проехала мимо. Состояние его было крайне тяжелое. Увезли Женю в райцентр Новоселово. Вот так грустно закончился день. ? |
||
? День четвертый. 3 июля. Гонка до цели через ППМ. ППМ - уже известный перекресток. (ссылка на фото) Финиш – Поворот у пос. Шира. (ссылка на фото) Lmax – 56 км. Опять грустный день. Началось все как обычно. На предполетной поставлено задание. Народ готовится и потихоньку пытается разведывать небо. Как обычно больше всех стартует и прощупывает погоду Задорожный -младший. Первый паровоз ушел через час после открытия окна. Билеты на него купили только Задорожный Валера и Гордеев Денис из Барнаула. Немного погодя ушел второй паровоз – Острецов, Макаров, Соколовский. На удивление был улетный день для дельтиков. Вова ?люшенко пролетел 54,8 км. Ветер крепчает. В один из подходящих термиков поторопился попасть Глотов Володя. Несимметрично поднял свой Эклипс. Подвернулось процентов 30 купола и его начало тянуть вдоль по склону. Попытки расправить не привели к успеху и Володя начал гасить купол стропами управления. В этот момент купол наполнился. Если бы его отпустить, он переборол бы ветер, но руки уже потянули стропы вниз до упора. Володю оторвало от земли и кинуло назад. Стоящего на его пути человека и пытавшегося ухватиться за стропы, Володя попросту сбил с ног. А дальше были гольцы, выдутые ветрами. Они и остановили стремительный полет пилота. В итоге сильнейшие ушибы легких, переломанные ребра, ключица и лопатка. Первые минуты он не дышал, а просто издавал хрипы. Тяжело такое видеть. После того, как он немного пришел в себя, погрузили на машину и отвезли в Новоселово. Там, к сожалению, травматологи встречали уже как своих. У команды Томска вышла из строя половина пилотов. После этого неудачного старта ветер еще усилился и старт был закрыт. После закрытия старта находящийся в воздухе Круглов приземлился , вероятно на перекур, чем и заработал себе баранку, а в итоге третье итоговое место, вместо уверенного первого. Видя такой поворот событий и начавшуюся "очковую болезнь", грозившую получением новых травм, Главный судья соревнований обьявил четвертое июля выходным днем. А под вечер показал класс наш РП Масалимов Азат. Около шести вечера открыли старт дельтам. Ветерок был все еще крутоват для парапланов. Бушуев и Вдовенко спланировали вниз на качестве улетев на километр. Вечер уже, погоды нет. А у Азата похоже вечер не наступил. А может он просто оторвался. Все предыдущие дни он упорно собирал свой Steals в надежде полетать, но ему не давали. А тут появилась возможность. Сначала он барражировал над нами в динамике. Ювелирная работа, прекрасно смотрится. Кстати, попутно замечу, что Азата, как-то вечером, все-таки спустили с горы на "тряпочке", хоть он и не доверял этим мягким конструкциям. Так вот, понюхав воздух минут 10-15, он, махнув нам крылом, ушел к склонам, находящимся за автотрассой. Под этими горками и приземлились Костя с ?горем. Поболтавшись там немного и набрав минимум высоты Азат перепрыгнул чуть дальше и в конце концов скрылся из наших глаз. Говорят, его бурно приветствовал народ в базовом лагере (12 км), куда он пришел с бешенным запасом высоты, пролетел за лагерь дальше, полетал над морем и сел у палаток. Вот это класс! Чувствуется опыт. ?з никакой погоды (судя по другим) выбрать все возможное! Какое терпение и опыт надо иметь, чтобы из нулей выбирать по крупицам сантиметры подьема и улететь. Азат, у тебя стоит поучиться. Жалко, что далеко ты живешь. Приезжал бы чаще или мы к тебе. Я не подкидываю леща, соревнования давно закончились. Я на самом деле завидую белой завистью тому, как он чувствует и знает воздух. ? |
||
? День пятый, выходной. Самое запомнившееся событие в этот день – это строительство и спуск на воду "Титаника". Это некая конструкция и брусьев , досок и камеры от автомобиля. Делали его всем лагерем. Помогали все, кто руками, кто советами, кто насмешками. Паруса на нем не было, но флаг с названием корабля был. Двигателем этого чуда природы должен был стать кайт Яши Колесника, а управлять взялся Круглов, как самый опытный укротитель змеев (кайтов). Под свист, хохот и юлюлюканье зрителей и участников Титаник был спущен на воду. Но уйти в далекое плавание ему не пришлось. Был слишком слабый ветер и суперкорабль практически не двигался с места. Намочив несколько раз кайт народ успокоился. Так и прошел день. Занимались, кто чем. А все в итоге ничем. Хотя нет. Еще часть народа сьездила на северный склон. Старт мягкий, травянистый, довольно пологий. Но потом… практически отвесная стена высотой от 300 до 400 метров. Внизу гигантская сковорода из выдутых неслабыми хакасскими ветрами камней. Вернее наверно будет не камней, а обнаженное скальное плато. Вот, наверное, генератор дежурного термика. А в одном месте гора имеет разрез, с обнаженными скалами на запад. На самом верху этой скалы стоит изможденный кедр, небольшого роста, весь искривленный и изломанный ветрами. При слабом фоновом ветре на краю этой скалы стоит гул. Насколько я помню, по заявлению Задорожного старшего, Онгудайский "Дракончик" должен быть червяком, по сравнению с этим. |
||
? День шестой. 5 июля. Полет до цели через ППМ. ППМ – Стелла на границе Хакасии и Красноярского края. Цель – Базовый лагерь. (вставить картинку). Расстояние 35,8 км. Я в этот день ничего выдающегося для себя не сделал. Перед самым закрытием старта ушел с горы и, благополучно ничего не найдя, сел под ней. Психологически было тяжело после предыдущих двух дней. С одной стороны соревнования, надо лететь, с другой – мандраж, где-то глубоко внутри. Удачно приземлился и, слава богу. Был интересный казус с Сашей Токаревым. Ушел он с одним из паровозов, отлетел километра на три и висел около часа на одном месте. Народ улетел дальше, а он остался. Предположений было много. Оказалось все банально просто – сели батарейки у вариометра. Вот и стоял на одном месте. До ППМ порядка 12 км. Поэтому наблюдателям с земли все было хорошо видно. Первым ушел Круглов. Он не ломанулся сразу напрямик, а начал изучать окрестности, хотя, как потом выяснилось, он знал, что делает. ?дя к цели, он сделал крюк, пройдя по границе кулумусов. Все кто потом пошел напрямик почувствовали на себе мертвое дыхание Красноярского водохранилища, удушающего термичную погоду. Во второй паровоз попали практически все, кто хоть куда-нибудь улетел. Шутик (Серега Острицов), Валерка Задорожный, Коля Крушевский, Макаров Паша, Гордеев Денис. Дальше всех из них улетел Сергей – 26 км. Может и вправду "Всякая кривая вокруг начальства короче прямой"? Круглов, прошедший кругом, был единственным, кто махнув крылом над финишем, приземлился на взгорочке у лагеря, показав эффектную крутую спираль. В этот же день у кого то из дельтиков, кажется у Бушуева, чуть не тиснули дельту, уложенную в пакет. То ли он отошел пописать, то ли еще куда, но вырывал он свой аппарат, уже уложенный в кузов Камаза, с боем. ? |
||
День седьмой, крайний. 6 июля. Полет до цели – перекресток перед пос. Шира. 54 км. Наверное самый страшный из всех, хотя ни с кем ничего не случилось. Все начиналось как обычно. Погода отличная, ветер не сильный. В связи с предполагаемым закрытием соревнований с шашлыками стартовое окно сужено. Закрытие старта в 15.30. Тон на старте задавал как обычно Задорожный. Взлетал и садился неизвестно сколько раз, благо правилами не ограничивалось количество стартов. Но ушли первыми Круглов и Острицов. Около половины третьего рванули на маршрут остальные. Фамилии все те же. ? я с ними. Спасибо Лехе Круглову. Он перед стартом сказал мне, как в такой ветер искать термик сразу после старта. В этот день, правда, я улетел с третьего раза. Две первых попытки были неудачные. Но на третий раз вроде пошло, правда так неустойчиво. То плюс, то минус. Поймал фронтальное сложение, с которым без проблем справился. Купол раскрылся мгновенно. Но, как в анекдоте, осадок то остался. С трудом, я нашел то ядро, которое понесло меня вверх. Но болтанка ужасная. На этот раз, пока поднимался с термиком, ушел в сторону от прежнего маршрута. Летел над холмами, которые расположены в середине нашего стартового горного массива. Красота. Зеленые, с высокой сочной травой склоны, усеянные пятнами березняка. Зеленый покров земной поверхности смотрится гораздо приятнее, чем выжженные, голые, без леса и травы поля. Хотя от такой красоты надо бежать, как от чумы. Сплошные минуса. Хотя не везде. Кое-где можно наслаждаться музыкой вариометра. Но маршрут намного левее. ?ду туда. Сначала, уже знакомый "шелковый путь" в сторону Ворот. Прыгаю без проблем из термика в термик. Хотя это сейчас так кажется. А в воздухе пришлось попотеть. Особенно на злополучном 16 километре. Еще на подходе к нему заметил огромную черную тучу над Воротами, которая неожиданно разродилась мощным дождевым выбросом.(ссылка на картинку с фото издалека) Ничего хорошего это не предвещало, но надежда была, что она в стороне от маршрута. Опять оказался чу ли не у земли. Но с уже известного мне склона начал сходить термик. Но немного странный. Либо это было много пузырей, либо центр постоянно гулял. Максимальный подьем, после исчезновения в одном месте, находился не менее чем в ста метрах в стороне. Причем в этот день вверх летело все, что угодно: кузнечики, бабочки, солома. В прежние дни такого обилия мусора в воздухе я не замечал. Поднабрал я, таким образом, метров 800 и увидел над собой Пашу Макарова на его розовом Гранде. Был он довольно высоко. Пока набирал, стало понятно, что эта не очень любезная тучка смещается поперек маршрута. На удивление поднимало везде. ?ду по маршруту. Фотоаппарат захватил с собой – щелкаю ее красавицу, пока далеко. Но тут волосы под каской зашевелились. Один прострел, через некоторое время еще. Ба.., да ведь это гроза! (взгляни? на фото) Больше, я молний не видел, но и двух раз хватило, чтобы осознать всю сложность создавшегося положения. Обходить ее позади нет смысла. Там после дождя вся термичка задавлена. Пытаюсь проскочить прямо. Варио не умолкает, туча все ближе. Я над полями за Воротами. Это половина маршрута. Уже четко видно как столб воды, падая вниз и ударяясь об землю, выбивает и гонит перед собой пылевой вал. Страшно. Поворачиваю назад. Прохожу километра два. Полпути. Жалко бросать. Возникает мысль обогнать тучу, обойдя ее слева. Надо мной, метрах в пятистах, розовый Гранд. Он гораздо ближе к туче. Смелый парень Паша, а может просто более опытный? ?дет прямо по маршруту. Я пытаюсь обойти стороной. Но если я буду долго ее обгонять и сяду там, в полях, меня никто никогда не найдет. Вероятно для усиления эффекта по лицу начали ударять редкие капли дождя. Вариометр не молчит, космы все ближе. Я нахожусь под боковыми отростками тучи или ее маленькими соседками. А вдруг они сейчас соединятся и прямо надо мной прорвутся небеса? Да нафига мне это надо! Разворачиваюсь и на дорогу подбора, пусть обратно, зато надежнее. ?ду на вьезд в Ворота. Там явно нет дождя. Там, километрах в 10-15 идет еще одна такая же красавица, правда пока без дождя. Они оказывается кругом. Но как только выскочил из обьятий тучки начались такие минуса, что я быстро понял, что мне не дотянуть не только до ворот, проскочить бы горки, чтобы на склон не садиться. Проскочил, иду мимо кошары, как можно ближе к дороге. На высоте метров 100 траектория полета повернулась на 45 градусов. Начало просто сдувать. Прямо на кошару, а там полно столбов и проводов. Опять! Разворачиваюсь и ухожу по ветру за нее. Разворот против ветра. Оба-на, лечу задом наперед. Это хвостик от той тучки. А что же тогда перед ней? Еще раз утвердился в своем решении. Перед самой землей ветер стихает и, мягко сажусь. Теория – великое дело. Складываюсь, ориентируюсь на местности. Дорогу закрывает небольшой холм. Пока обходил его, вышел как раз на то место, где приземлился в первый день. Невдалеке вижу мужика с рюкзаком. По силуэту - Петрович. Устал, не пойду. Так и просидел до машины подбора. Вечером долго слушали рассказы очевидцев, как их гоняла туча, как разбросало по полям. Шутик, говорят поднимался вверх прямо в столбе дождя, хотя он утверждал, что был сухой. Единственным, прилетевшим на финиш был Задорожный, но садился он задом наперед. После приезда машины подбора выяснилось, что не хватает Шутика и Макарова. С Серегой, сильно не беспокоились, его видели приземлившимся, а вот Паша нас напугал. Получалось, что после меня его никто не видел. А я видел его уходящим в грозу. Быстро собрали аварийную команду и за ними. Нашли. Взгляды у них были как в "Секретных материалах". Пустые и блуждающие. Оказывается, они по тридцатиградусной жаре три часа выходили к дороге, продираясь по траве выше пояса. Потом подсчет очков и награждение. Задорожный заработал телевизор, Острицов – видеомагнитофон, Круглову достался простой магнитофон. Потом народ долго ждал шашлыков. После полуночи начался пир. Хапали, кто сколько смог. Последним не досталось. Зря Руся-кетчуп, он же повар, доверил самостоятельно нанизывать мясо. Так и закончились соревнования. Не буду описывать, с какой грустью разьезжались и клялись в вечной любви и обещаниях обязательно собраться. Все было. Не знаю, как другим, а мне понравилось. ? |
?